Проблемы мотивации при изучении иностранного языка.
(печатается с сокращениями)

Бирюкова С.А.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть:
    1) понятие мотивации, виды;
    2) потребности, их суть и виды;
    3) интересы - определение, виды, влияние на ''переживание потока'';
    4) развитие мотивации на занятиях иностранным языком.
  3. Практическая часть:
    1) социальные факторы мотивов изучения иностранного языка;
    2) данные о мотивах учеников НИИ ''Психологии и развития способностей'', особенности учебного процесса, практические советы по повышению мотивации.
  4. Заключение.

Введение.

Данная работа посвящена исследованию проблематики мотивации как движущей силы поведения человека в разных ситуациях, избирательность его отношения и способов действия вообще и при изучении иностранных языков в частности.

Здесь будут представлены различные взгляды на определение мотивации, мнения психологов о её природе и структуре, результаты наблюдения за связью мотивации с человеческой жизнедеятельностью в её многообразии. Но основное внимание будет уделено вопросам мотивации, неразрывно связанным с процессом обучения и изучения.

За теоретической частью последует практическая, основанная на данных опыта работы отдела иностранных языков НИИ ''Психологии и развития способностей''. Я попытаюсь рассмотреть мотивы людей, решающих учить иностранный язык; те цели и задачи, которые они ставят перед собой и находят соответствие в содержании и методах процесса обучения. Будут проанализированы в процентном соотношении потребности людей, подтолкнувшие их к изучению языка в нашем институте, преимущества этого выбора, а также иные способы и попытки достичь желаемого результата - того или иного уровня знания иностранного языка.

Я затрону вопрос возможных неудач, подстерегающих тех, кто желает обучиться языку, причины потери интереса и прерывания процесса обучения, а также предложу советы преподавателям, направленные на избежание вышеуказанных проблем.

1. Понятие мотивации, виды.

Побудительные мотивы поведения человека - чрезвычайно сложная тема, издавна привлекающая внимание психологов.

Мотивацию можно определить как потребности и стимулы, определяющие выбираемые людьми способы жизнедеятельности (3, с.213). Это стремление к достижению и реализации разного вида целей (4, с.73). Глубинные интересы, стимулирующие волю и активизирующие действия (1, с.42).

Практически невозможно быть абсолютно уверенным, что удалось установить причину того или иного поведения. Исследование причин, ответственных за выбор, показало, что в основе лежат внутренние потребности человека, мысли, чувства и желания в различных сочетаниях. Именно они управляют нами и толкают на всевозможные поступки. Сознание своих потребностей - ключ к объяснению причин своего поведения, т.е. к идентификации собственной мотивации, но, как было отмечено ранее, это крайне трудно.

Зачастую при просьбе объяснить своё поведение детально и осмысленно, человек испытывает затруднение. Независимо от того, осознаёте вы это или нет, нередко в основе мотивации лежат физиологические потребности. Когда человек ест, ведёт машину, прогуливает уроки, он может это как-то мотивировать. Если же мотивация отсутствует вообще, то это значит, что человек мёртв (3, с.214). Но многие психологи готовы согласиться с тем, что людьми в некоторых случаях руководит их бессознательное - т.е. они не осознают истинных причин своих поступков. Под бессознательной мотивацией понимают чувства и потребности, неосознаваемые человеком, но тем не менее, влияющие на его поведение. Одна из форм этой мотивации - вытеснение (или мотивированное забывание). Она помогает избавиться от чувства вины за свои поступки, поскольку они (или их отсутствие) считаются непроизвольными. Между мотивацией и успехом существует сильная зависимость. Тем не менее, она существует и без достижения успеха (3, с.215). Мотивация зависит как от внутренних установок личности, так и от установок окружающих. Например, желание получить одобрение отражает психологическую потребность. Человеку этого не хватает, и он мотивирован совершить что-то, направленное на удовлетворение данной потребности.

2. Потребности, их суть, виды.

Какой бы ни была мотивация (сознательной или бессознательной) диапазон потребностей широк, а некоторые присущи всем людям (те, что необходимы для поддержания жизни). Согласно учению американского психолога Абрахама Маслоу эти физиологические потребности находятся в основании иерархической модели мотивации в виде пирамиды (3, с.233). В соответствии с ней потребности, находящиеся на вершине, влияют на поведение людей лишь после удовлетворения потребностей на низлежащих уровнях.

                              Потребность в самоактуализации.
                         Потребность в самоуважении.
                    Потребность в любви и привязанности.
               Потребность в безопасности.
          Потребность в стимуляции.
     Физиологические потребности.

Маслоу считает, что люди в течение всей жизни постоянно двигаются по этой пирамиде вверх-вниз. Даже в течение одного дня они поочерёдно испытывают различные потребности. До последнего же уровня поднимаются очень немногие, на нём происходит полная реализация своего потенциала - т.е. самоактуализация человека.

Модель Маслоу была подвержена критике, так как существуют значительные индивидуальные отклонения, также люди могут одновременно испытывать несколько потребностей.

Отдельно следует уделить внимание рассмотрению ведущего вида потребностей - в достижении. Это наглядное доказательство успеха. Часто люди считают достижением победу, которая досталась им скорее за счёт везения и не является личной заслугой. Действительно же успешные люди, как правило, нуждаются в ощущении личной ответственности за свои достижения. Они полагаются на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию, склонны работать над задачами, требующими значительных усилий. Именно такие люди чувствуют полное удовлетворение от работы и, что важно, учёбы, когда сами определяют свои цели и достигают их, заботясь о личностном и профессиональном росте как о непрерывном процессе (3, с.234).

А что можно сказать о тех, кто боится достижений? Психологи полагают, что подобная неприязнь к успеху может быть связана с боязнью соперничества, а та, в свою очередь, с потребностью в любви. Некоторые полагают, что конкурируя с другими, да ещё и добиваясь успеха, они могут потерять привязанность тех, кого любят.

Хотя прежде боязнь соперничества была характерна в основном для женщин, исследования последнего времени показали, что мужчины опасаются достижения профессионального успеха ценой личной дружбы или здоровья. Поскольку современная культура позволяет мужчинам и женщинам выступать в самых разнообразных ролях, их мотивация всё больше сближается.

Потребности в достижениях формируются у человека с детства, на это влияют установки их родителей. Если их отличают высокие потребности, то их дети с раннего возраста учатся полагаться на собственные силы. В результате развивается чувство уверенности в себе и собственные достижения приносят радость. У родителей с низкой потребностью в достижениях растут такие же дети, привыкающие к постоянной опеке и несамостоятельности. Чем выше мотивация достижений у юных, тем более они воспринимают и объясняют свои результаты действием внутренних правильно контролируемых факторов - наличием усилий или их отсутствием (4, с.135). Замечено, что девочки гораздо чаще мальчиков объясняют свои успехи (неуспехи) везением (невезением).Одной из крайних и наиболее неадекватных форм восприятия результатов поведения является выученная беспомощность. Её обладатели убеждены, что вероятность тех или иных последствий их действий не зависит от того, что они делают. Это своего рода фатализм - вера в счастливый или, напротив, несчастный случай как основной фактор и успешных, и неуспешных результатов. Такая модель обычно сопровождается негативными переживаниями собственного бессилия, а также постепенным свёртыванием попыток достичь что-либо.

Важным мотивационным показателем поведения является и уровень притязаний, т.е. уровень поставленной человеком цели или очередного достижения. Если результат приписывается стабильным факторам (способностям и трудностям задачи), то этот уровень растёт. Если же достижения приписываются нестабильным (усилиям и везению) - снижается (4, с.137).

Интересы - определение, виды, влияние на ''переживание потока''.

Абсолютно всё, что мы делаем, имеет внутреннюю или внешнюю мотивацию. Занятие какой-либо деятельностью потому, что она нравится, побуждение к ней благодаря собственному внутреннему стремлению и получение при этом удовольствия - внутренняя мотивация. Побуждение же только с целью получения какого-либо блага извне - внешняя. При этом отсутствует важный мотивационный компонент - внутренний интерес.

Мы уже рассмотрели основную составляющую мотивации - потребности. Но иногда даже при отсутствии какой-либо необходимости в чём-то, испытываемой человеком, мотивом поведения может стать заинтересованность чем-нибудь привлекательным и заманчивым. Интерес - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения, а более того - эмоциональной привлекательности (2, с.85). Интересы могут возникать на базе потребностей, но не сводятся к ним. Потребности выражают внутренние требования, а интерес - личную приязнь к чему-либо. Углубившийся и утвердившийся интерес может перерасти в потребность. Например, интерес к изучению иностранного языка может стать настоятельной потребностью реализовать себя профессионально в работе переводчика. Интерес может появиться стихийно и неосознанно вследствие влечения, а уже потом осознаётся его жизненное значение, определяемое многими причинами: способностями, требованиями внешних обстоятельств.

Почему же некоторые объекты привлекают внимание, доставляют радость? Потому что по своим свойствам отвечают психическому настрою личности. Вот поэтому один и тот же объект не вызывает у всех людей одни и те же переживания. Правда, одни объекты отвечают общечеловеческой природе, другие возрастным особенностям, третьи - социально-групповым, четвёртые - индивидуальному складу личности - склонностям, взглядам и вкусам.

Различают непосредственный и опосредованный интересы, отвечающие за разницу между внутренней и внешней мотивацией. Непосредственный - это интерес к самому процессу деятельности, например, процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества. Опосредованный - это интерес к результатам деятельности - к приобретению престижной профессии, материального вознаграждения (5, с.47). Если отсутствует интерес к сути какого-либо предмета и нужно просто сдать по нему зачёт, а затем получить диплом, то такая учебная деятельность имеет внешнюю мотивацию. Но человеку нравится учиться, а с другой, он думает о получении красного диплома.

Наиболее благоприятным для активной и продуктивной деятельности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интересов. Тогда личность чувствует себя наиболее удовлетворённой.

Психологов интересует вопрос о влиянии внешней мотивации на внутреннюю. Обнаружено, что при возникновении внешней внутренняя мотивация, как правило, ослабевает. Усиливать внутреннюю мотивацию могут внешние вознаграждения только одного типа. В первую очередь это словесная похвала. В то время, как материальное вознаграждение приводит к угасанию внутренней мотивации, общественное одобрение повышает внутренний интерес к деятельности (3, с.238).

Бывают случаи, когда человек удовлетворён одним аспектом своей работы, но не доволен другим. Получая от неё удовольствие, он чувствует себя счастливей. Но, с другой стороны, даже при высокой зарплате и прекрасных условиях труда трудно заставить человека полюбить неприятную ему работу. Внешние мотивы приносят в лучшем случае временное удовлетворение. Одним из способов развития внутренней мотивации является гибкий график работы, другим - внесение в работу разнообразия.

Сильная заинтересованность каким-либо видом деятельности может привести к полному поглощению внимания. Можно так углубиться в работу, что потеряется чувство времени и не будет реакции на внешние отвлекающие факторы. Психологи называют такую полную концентрацию внимания переживанием потока (состояние сосредоточения, позволяющее досконально погрузиться в деятельность).

Людям, которым удаётся достичь этого состояния, работа доставляет радость, а её эффективность при этом существенно возрастает.

Было бы замечательно, если бы в процессе обучения присутствовало обоюдное стремление преподавателя и ученика к подобному погружению, особенно при длительном и интенсивном занятии иностранным языком, как в нашем институте.

Учебная деятельность - деятельность совместная. Она всегда осуществляется в условиях взаимодействия учителя и ученика. И поэтому её успешность и мотивированность не могут не зависеть от этих социально-психологических условий (4,с.146).

Вот почему настолько важно наличие сильного внутреннего мотива у обеих сторон. Если начать расспрашивать учащегося и педагога, действительно наслаждающихся самим процессом учёбы и обучения, что же они чувствуют, что отличает их переживания в ходе внутренне мотивированных учебных занятий, то чаще всего они назовут следующие особенности своих субъективных состояний:

  1. ощущение полной (умственной и физической) включенности в свою деятельность, в то, что делаешь здесь и сейчас;
  2. полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле, исключающая из сознания посторонние раздражители;
  3. ощущение того, что чётко знаешь, что следует делать в тот или иной момент работы, ясное осознание её целей и задач, полное подчинение требованиям, идущим от самой деятельности;
  4. ясное понимание того, насколько хорошо и успешно делаешь своё дело, такая же определенная и обратная связь в деятельности;
  5. отсутствие беспокойства, тревоги перед возможными ошибками, неуспехом;
  6. ощущение того, что субъективное время как бы сжимается, останавливается, тогда как объективное, напротив, идёт очень быстро, ''летит'';
  7. утрата обычного чувства осознания себя и своего окружения, как бы ''растворение'' в своём деле.

Весьма показательно, что все эти семь показателей или признаков могут быть в равной степени присущи как детям, так и взрослым, а также не зависят ни от культурной, ни от национальной, ни от социальной и профессиональной принадлежности (6, с.168).Термин ''ощущение потока'' ввёл американский психолог Михали Ксикзентмихали, воспользовавшись наиболее часто встречающейся метафорой своих испытуемых. На практике же оказывается, что большинство людей довольно редко испытывают это своеобразное состояние. Менее 10% опрошенных указали, что испытывают его в той или иной степени каждый день.

Для того, чтобы как-то повлиять на возникновение ''ощущения потока'', нужно знать, что он возможен только когда в деятельности сбалансированы ''надо'' и ''могу'', когда в гармонии требования деятельности и желания человека. Существует два других субъективных состояния, часто сопутствующие деятельности - скука и тревожность. К сожалению, с раннего возраста детей не учат получать удовольствие от самого процесса учения. Исследования в этой области педагогической психологии практически отсутствуют. Это приводит к тому, что школьная практика меньше всего ориентирована на развитие и укрепление способности детей с радостью усваивать знания и культуру общества (4; стр. 171). Но именно на это нацелены программы нашего института.

Вообще внутренний настоящий мотив в отличие от внешнего никогда не существует до и вне самой деятельности. Он возникает в процессе, каждый раз являясь непосредственным результатом взаимодействия, в данном случае, учителя и ученика. Поэтому важный путь развития внутренней мотивации в контексте учебного процесса заключается в воздействия примером, примером самого учителя. Маловероятно, что учащийся сможет получить полноценные знания у преподавателя, который прекрасно знает свой предмет, но тяготится своей работой. И напротив, энтузиазм преподавателя способен вызвать истинный познавательный интерес у ученика - значимое условие эффективного учебного процесса. Это будет свидетельством того, что он правильно организован. От этого зависит, будут ли в дальнейшем знания мёртвым грузом или активным достоянием (1, с.42).

Многочисленными исследованиями доказано, что наличие познавательного интереса стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. На этом сказывается и положительная эмоциональная атмосфера занятий. Чем более монологичным становится межличностное взаимодействие, т. е. Чем больше доминирует в нём учитель, тем менее благоприятные условия создаются для развития мотивации учеников, тем менее эффективна сама деятельность по своим результатам.

Познавательный интерес ученика и его убеждённость в том, что он является причиной и источником собственных действий - неотъемлемый компонент мотивации. Значение такого интереса выходит далеко за рамки учебного процесса.

В триединой задаче - обучения, развития и воспитания личности, интерес является связующим звеном между тремя её сторонами. Именно благодаря ему, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. О большом влиянии интереса на развитие говорил, в частности, психолог А.И. Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л. Фейрбаха: ''То, для чего открыто сердце, не может составлять тайны и для разума''(7, с.86).'' ''Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши.'' Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать,'' - писал Альберт Эйнштейн. К.Д.Ушинский также считал, ''что учение, всё взятое принуждением и силой воли, едва ли будет способствовать созданию развитых умов.''

''…Нерасположение к трудной и малопонятной школьной работе переносятся на работу вообще, воспитывается нелюбовь к труду, мало-помалу и незаметно вкореняется убеждение, что верх блаженства - отсутствие работы,'' - утверждал П.Ф.Каптерев.

Развитие мотивации на занятиях иностранным языком.

Теперь обратимся к рассмотрению необходимости развития интереса учиться в рамках конкретного предмета - иностранного языка.

''Well begun is half done'', - гласит английская пословица, т. е. хорошее начало - половина дела. Многое на занятии зависит от того, как преподаватель его начнёт. При всём многообразии способов нужно выделить несколько основных тенденций, они связаны с тем, как учитель представляет учащимся (и представляет ли вообще) цели предстоящего занятия.

Надо помнить, что оно начинается по-настоящему для ученика тогда, когда он знает, ради чего здесь находится. У некоторых цель звучит так: ''Сегодня мы пройдём лексику по теме ''Времена года'', а ещё прошедшее неопределённое время''. Такую формулировку вряд ли можно считать удачной, поскольку даже взрослый учащийся, а тем более ребёнок, не сможет соотнести её с какой-нибудь коммуникативной потребностью. Ведь в жизни мы никогда не ставим перед собой цель ''использовать грамматическое время'' или ''активизировать лексику''(8, с,4)

Итак, с самого начала занятия преподаватель обуславливает, каким будет контакт между ним и учеником. Если выступать за подлинное сотрудничество, то прежде всего цель урока ставится в терминах умений и навыков, а во-вторых, учащемуся даётся возможность осознать их. Умение скорее рассматривается как условие совершенствования навыков, чем выступает в качестве цели. Комментарии по грамматическим правилам обычно воспринимаются только как сугубо языковые правила кодирования и декодирования, но не как правила создания нужного высказывания. Бытует мнение, что в формировании умений вообще нет необходимости, так как они уже сформированы в родном языке, и должны переносится на иностранный (8, с.8).

Тезис о переносе умений справедлив для тех случаев, когда говорится о способности общаться в простейших бытовых ситуациях, т.е. в выражении согласия-несогласия, просьбы, недовольства, удовлетворения и пр. Эти умения относительно легко переносятся в ходе отработки употребления соответствующих слов и структур, являясь как бы побочным ''продуктом'' формирования навыков на иностранном языке. И всё же иногда даже элементарные умения могут вызвать значительные трудности, если они отражают различия в национальных культурах. Так, русскоязычного учащегося надо специально учить адресовать письмо на английском языке или называть номер телефона.

Интерес к конечному результату - владению языком - должен побуждать к усилиям, многократному повторению, к рутинной работе, но в то же время позволяет не воспринимать её как обузу. Но увлечение подстёгивается не только жаждой достижения цели - увлекательным становится сам процесс познания. То же относится к изучению иностранного языка.

Интерес способствует значительному повышению выносливости. Известны факты, имевшие место в нашем институте в частности, когда действительно заинтересованные люди выдерживали 10-12 часов занятий ежедневно.

Немотивированное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

В следующей главе будут проанализированы предпосылки возникновения интереса к иностранным языкам в целом по стране и мотивы изучающих языки в нашем институте.

Практическая часть.

1. Социальные факторы мотивов изучения иностранного языка.

За последнее десятилетие в нашей стране существенно вырос интерес к изучению иностранных языков, главным образом - английского. Это неудивительно, с падением ''железного занавеса'' язык международного бытового и делового общения стал одним из атрибутов высокообразованного успешного человека. Потребность в овладении этим языком диктует сама жизнь. С каждым годом увеличивается поток туристов, желающих не просто пассивно созерцать достопримечательности зарубежья, но и активно общаться с иностранцами, заводить знакомства, ходить в кафе или магазины без сопровождения переводчика. Отдельно стоит отметить существующую тенденцию среди одиноких россиянок бальзаковского и постбальзаковского возраста в особенности устраивать свою личную жизнь за границей. С помощью распространенных сейчас брачных агентств и интернета это становится возможным. И снова никак не обойтись без знания английского языка. Отечественные предприниматели, заботящиеся о продвижении своего бизнеса, о расширении сферы деятельности также мотивированы к изучению языка для сотрудничества с партнерами других стран. С увеличением количества учебных заведений или отдельных классов языковой направленности, а также факультетов вузов, сочетающих какую-либо специальность с английским, возрастают требования к поступающим. При поступлении в аспирантуру экзамен по языку является обязательным. Работодатели серьёзных фирм требуют от своих сотрудников знания компьютера и английского, престиж должности и высокая зарплата всё больше зависят от этого. В наше время повсеместной компьютеризации необходимы знания по английскому хотя бы определённой терминологии. Некоторые же даже без давления обстоятельств предпочитают изучить язык ''для себя'', приобщившись к мировым ценностям и веянию времени, а в конкретных случаях просто стремясь понять тексты песен англоязычных групп, получив удовольствие не только от прослушивания любимых мелодий.

Перед всей этой массой желающих выучить иностранный язык неизменно появляется дилемма: как сделать это побыстрее и получше? Иными словами - получить максимум знаний и навыка общения за минимальные сроки. Кто-то жалеет об упущенном времени в школе, кто-то даже при большом желании не получает от школьного учителя достаточных знаний ввиду нехватки учебных часов по предмету, отсутствия индивидуального подхода и неправильных методов преподавания. Таким образом людям и приходится изыскивать новые способы и места, чтобы достигнуть нужного уровня владения языком. Выбор оказывается велик: от занятий с частным домашним репетитором (это может быть средненький студент языкового факультета или ведущий преподаватель того же вуза) до поездки заграницу на специальные курсы. В промежутке - кружки иностранных языков, всевозможные курсы, которые можно найти в родном городе, видео- и аудиокурсы, множество пособий для самостоятельного обучения. Всё зависит от серьёзности намерений и финансовых возможностей.

2. Данные о мотивах учеников НИИ ''Психологии и развития способностей'', особенности учебного процесса, практические советы по повышению мотивации.

В практической части данной работы я решила рассмотреть мотивы, побудившие изучать иностранные языки на примере нашего института. Для анализа использовались данные из личных дел обучавшихся за 2002 год. В исследовании рассматривались свыше 70 приступивших к обучению за период с января по декабрь включительно. Из них на программу 1-ого этапа - 88% (65 человек), 2-ого этапа - 10% (8 человек, перед этим закончившие 1-ый этап), и 2 человека прошли все 3 этапа, получив квалификацию переводчика.

Как и подтвердилось, в соответствии с мировыми требованиями, подавляющее большинство (около 80%) отдали предпочтение изучению английского языка. Оставшиеся проценты поделили немецкий и французский в сторону увеличения первого.

В графе о целях прихода на курсы указывалось следующее (условно можно подразделить на 7 пунктов):

  1. Для поездок заграницу на отдых и бытового общения с иностранцами - около 30% (20 человек).
  2. Для деловых поездок и переговоров с иностранными партнёрами по бизнесу - 6% (11 человек).
  3. Для работы по месту жительства - 17% (13 человек).
  4. Для повышения успеваемости в школе - 15% (12 человек).
  5. Для поступления и учёбы в вузе - 11% (9 человек).
  6. Для выезда на постоянное проживание - 7% (6 человек).
  7. Просто ''для себя'' - 3%.

В зависимости от потребностей ученика варьировались содержание и задачи обучения. Это мог быть деловой и технический английский, занятия по школьным учебникам, по узкоспециальным пособиям, содержащим терминологию из той или иной сферы деятельности. Неизменной должна была оставаться лишь методика преподавания, позволяющая в кратчайшие сроки усвоить большой объём знаний, В основном, именно в этом состоит заслуга института в привлечении желающих изучить иностранный язык.

Немаловажную роль играет достаточно высокая стоимость обучения. Замечено, что человек гораздо более мотивирован идти к достижению определённых результатов, если в дело вложены собственные деньги. Заплатив, он волей-неволей приложит усилия для борьбы со своей ленью и безответственностью, чтобы потраченные финансы не пропали зря. Занятия иностранным языком на платных курсах или с репетитором в противовес самостоятельному изучению дома можно сравнить с покупкой абонемента в какой-нибудь дорогой фитнесс-клуб вместо домашних тренировок под магнитофон. В большинстве случаев такие попытки не увенчиваются успехом, так как зачастую установка ''я сам'' сталкивается с проблемами планирования - отвлечением на другие дела, нехваткой времени, неумением рассчитать сроки для успешного выполнения задачи. Если даже человеку удаётся отнестись со всей серьёзностью к поставленной цели, нет никакой гарантии, что его ожидания оправдаются.

В нашем институте как раз существуют такие гарантии. Научный подход в разработках методики и проверка их эффективности временем позволяют гарантировать приходящим на обучение тот или иной результат. Конечно, при соблюдении и учеником, и преподавателем определённых правил. В этом ещё одно преимущество института по сравнению, к примеру, с частным репетиторством, которое хоть и обеспечивает какими-то знаниями, но без гарантии их устойчивости и уровня, а длительность обучения может затянуться на длительные сроки.

Немало учеников мотивированы приступить к изучению иностранного языка уже пройдя другие программы, предлагаемые институтом. В частности, после 1, 2 этапов комплексной программы интеллектуального и духовного развития, убедившись в её успешности. Такие ученики, как правило, более трудоспособны и положительно настроены, не тратят времени на критику и недоумение по поводу методов преподавания.

К сожалению, существует и обратное. Скептично настроенные люди, считающие, что они лучше знают, как их обучать, с трудом поддаются переубеждению, что препятствует успешному продвижению процесса обучения. Иногда интенсивность и продолжительность занятий оказывается непосильной для учеников, и в этом уже состоит задача преподавателя - как настроить на нужный лад, установить контакт, повлиять положительным образом. Необходимо делать всё возможное, чтобы не допускать прерывания учеником курса обучения, тем более без уважительной причины, а просто потому, что ему ''не понравилось''. Именно поэтому в прошлом году не закончили около 15% (14 человек).

Психологи Ротенберг В.С. и Бондаренко С.М. анализируют факторы, способствующие повышению и поддержанию увлечённости учеником самим процессом обучения (1, с.47-50). Эту информацию следует учесть и преподавателям нашего института:

  1. Учёба, как и любая трудовая деятельность, интересна тогда, когда она разнообразна. Монотонное содержание и способы обучения быстро вызывают скуку.
  2. Для появления интереса к изучаемому материалу ученику нужно внушать его важность и целесообразность.
  3. Связь изучаемого с уже существовавшими ранее интересами также влияет на возрастание интереса к данному материалу.
    Надо помнить, что перегруженность занятия новыми сведениями приводит к быстрому утомлению и к тому, что ученик перестаёт эту информацию воспринимать. Правда, это неактуально при методе наработки моторного навыка. В любом случае, недостаточное количество может стать причиной ''информационного голода'', что опять же вызывает скуку. Что касается связи старых и новых знаний, то чем они теснее увязаны в единой системе, тем больше шансов, что учебный материал будут понятней и увлекательней. Это значит, что процесс обучения должен строиться так, чтобы всё новое дополняло и обогащало мировоззрение и багаж знаний, а не разрушало.
  4. Ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса, поэтому обучение должно быть трудным, но посильным.
  5. Чем чаще оцениваются результаты, замечаются и одобряются даже небольшие достижения, тем интереснее ученику работать. Похвала, подбадривание наилучшим образом сказываются на повышении уверенности в своих силах и стремление достичь всё больше.
  6. Яркость учебного материала и эмоциональность самого преподавателя с большой силой воздействуют на ученика и его отношение к предмету. Это один из самых верных путей возбуждения интереса. Образность материала в умелом и доброжелательном изложении преподавателя передаются ученику, как бы заряжая его. Искренняя увлечённость педагога своим предметом должна проявляться в мимике, жестах, голосе. Только это в совокупности с высоким уровнем знаний, в нашем случае - владением иностранным языком, поможет найти общий язык с учеником и результативно довести уже ставшее общим дело до победного конца.

    Последние два пункта должны особо привлечь пристальное внимание преподавателей и всегда соблюдаться при работе с учениками. Таким образом, можно будет говорить если не о полном, то о существенном преодолении проблемы прерывания курса обучения.

    Заключение.

    В заключении хотелось бы затронуть те основные параметры, на которых была построена вся работа.

    Вся жизнедеятельность человека исходит из всевозможных мотивов, причинных побуждений к тому или иному поведению. Каждое действие человека осознанно или неосознанно мотивировано. Одной из движущих сил мотивации являются потребности во всём их многообразии. Чтобы удовлетворить свои потребности человек изыскивает средства для решения практических задач и достижения цели. Высокая потребность в достижениях - признак успешного человека- зачастую обусловлена положительным примером родителей. Важный показатель в этом случае - уровень притязаний. Если он высокий, человек в течение всей жизни добивается намеченных результатов, растёт как личность и профессионал и достигает вершины самоактуализации - полной реализации своего потенциала. Но таких примеров совсем немного. Человек чувствует себя счастливым, если он получает удовольствие от своей деятельности, при этом удовлетворён внешними стимулами и имеет общественное одобрение, т.е. внешняя мотивация накладывается на внутреннюю и происходит сбалансирование непосредственного и опосредованного интересов. Интерес может возникать с осознания потребностей, а может в связи с усилением из простого влечения к какому-либо объекту стать жизненной потребностью.

    Познавательный интерес положительно влияет на успешное развитие любой деятельности, в том числе учебной. Повышается внимание и возрастает работоспособность. Необходимо с детства прививать интерес к познанию, радость интеллектуальной работы. Задача учителя - создать положительную атмосферу занятий, способствующую налаживанию контакта с учеником, правильно организовать процесс обучения, важное место в котором должно занимать целеполагание. Очень действенным оказывается личный пример преподавателя, его неподдельная увлеченность своим предметом. Похвала, одобрение, подбадривание должны стать неотъемлемой частью отношения учителя к ученику.

    Со все возрастающей заинтересованностью людей изучением иностранных языков в виду их профессиональной деятельности и личных нужд вышеуказанные требования следует учитывать и преподавателям данного предмета. А в связи с предпочтением большинства усвоить желаемые знания в кратчайшие сроки преподавателям по интенсивным методам, в том числе в нашем институте, нужно стремиться к достижению ''состоянию потока'', когда на занятии происходит полное погружение в процесс учебы и обучения, когда внутренняя мотивированность настолько велика, что теряется реальное чувство времени, а остается только интерес, желание работать и уверенность в необходимости и эффективности этой работы.

Дизайн - www.studio-i.ru 2003 © "Научно-исследовательский институт психологии и развития способностей"