С древних времен культ физической силы и красоты, как основа выживания человека, пользовался большой популярностью. Дух первенства пронизывает существование любого общества, в той или иной мере удовлетворяя эгоистичные устремления человека, являясь в то же самое время движущей силой его развития и совершенствования. Спорт стал показателем возможностей физических и моральных сил спортсмена, как лучших представителей различных общественных слоев. Достигнутые в процессе тренировок высокие результаты подвигали остальных стремиться к показанному эталону. Таким образом, физическая культура стала неотъемлемой частью исторического общественного движения и теперь является такой же неотъемлемой составляющей культуры, обучения и воспитания любого народа, любой нации в каждом государстве.

Нельзя не отметить, что помимо интернационально сложившихся видов спорта, в каждом государстве, в каждой национальной группе и даже в каждом отдельном коллективе складываются спортивные направления, отражающие специфически обусловленные особенности жизни людей. Этот факт говорит о том, что спорт и физическая культура всегда были и есть той важной частью жизни любого общества, которую можно назвать его духом, а частные правила соревнований - его моралью.

Спортсмен, ставший чемпионом, одновременно становился идеалом, который почитали и которому стремились подражать другие. Это дает огромный эмоциональный подъем для дальнейших достижений, уже не только чемпиона, но и других участвующих в соревнованиях и будущих их участников. Исходя из этого, спортсмен в определенные времена был духовным идеалом общества, лучших чествовали как героев.

С течением времени меняются общественные устои, взгляды, меняется идеология и мораль. Спорт и физическая культура претерпевают такие же изменения. Однако физический идеал в современных условиях не всегда становится идеалом в жизни даже молодых людей. Биологически естественно связывать физическую культуру со здоровьем и физической красотой. В рыночной экономике многие считают, что основа жизни - накопление капитала, что за деньги можно купить и здоровье и красоту, как показатель естественного здоровья. Это приводит к гиподинамии и снижению волевых качеств среди населения. Дух общества, хотя пока еще не в полной мере, но перемещается в сторону корысти, обмана, стяжательства. Спорт, и профессиональный - в первую очередь, становится предметом коммерческих махинаций. Но рекорды остаются стимулом новых достижений в физическом развитии, а чемпионы - кумирами миллионов сограждан.

Воспитание чемпиона заключается в воспитании миллионов спортсменов и просто физкультурников со школьной скамьи. Необходимо создание среды, которая выковывала бы мастеров. Это дело не одного человека и даже не просто многочисленного коллектива, этим должно заниматься многотысячное сообщество тренеров, преподавателей физической культуры, работников здравоохранения и всех тех, кто связан с обучением и воспитанием людей. Это задача всех тех, кто хочет заботиться о здоровье нации в частности и человечества в целом, кто хочет покончить с пренебрежением к самому себе и с потребительским отношением к жизни. В этом плане спорт должен стать идеологическим оружием, возрождающим трезвое отношение к здоровому образу жизни за счет разумного сочетания меры потребления, повышения физической активности, может быть, даже аскетизма, совершенствования человека за счет внутренних резервов, а не безрассудной эксплуатации природы с целью получения дополнительных благ.

С этой точки зрения организация спортивных достижений и физической культуры должна быть одним из самых главных направлений, потому что любая общественная деятельность должна быть направлена на сохранение человека как вида и его совершенствование, т.к. в природе данный животный вид остается пока еще открытым (для развития).

Это еще не значит, что идеальная личность спортсмена должна строго соответствовать идеалу будущего человека. Утверждать это - не только дело бесполезное, но даже вредное, т.к. любое навязывание, во-первых, просто бессмысленно, а во-вторых, предсказание всегда трудно обосновать и доказать и так же трудно понять. Итак, спортивные идеалы должны быть такими, какие они есть сегодня, т.е. отвечать тем требованиям, которые предъявляет к ним современное общество.

Но общество не всегда знает, за счет чего получаются рекорды, каковы истинные вероятные возможности человеческого организма сейчас и в будущем, какова роль окружающих в становлении чемпиона, в том числе, членов команды и соперников.

Вкратце исследуя образ чемпиона, можно сказать, что его личность весьма противоречива и складывается из множества таких же противоречивых личностных качеств. Основными из них являются:

  1. Эгоистичность и жажда первенства - без этого невозможны победы и спорт вообще.
  2. Коллективизм и умение работать в команде - одиночка без поддержки команды и обслуживающего персонала ничего не добьется.
  3. Высокая эмоциональность, спортивная злость - без этого нельзя максимально реализовать свои внутренние резервы.
  4. Доброжелательность к болельщикам и побежденным - без них неоткуда черпать эмоциональную поддержку и демонстрировать свою внутреннюю силу.
  5. Умение направлять эмоциональную энергию к достижению результата, т.е. умение управлять эмоциями, дисциплинированность.
  6. Суеверие, большая эмоциональная зависимость от тренера, полное подчинение ему и зависимость от него - чемпионов, тренирующихся и выступающих самостоятельно по собственной программе, не бывает.
  7. Высокая работоспособность, умение быстро восстанавливаться и мобилизовываться.
  8. Экономичность во всем, леность, стремление нарушить режим и пользоваться преимуществами высоких результатов, что является дополнительным подтверждением значимости личности спортсмена.
  9. Желание быть признанным не только болельщиками, но и обществом в целом, государством.

 

Высочайшие результаты могут достигнуть люди с изначально заложенными чемпионскими качествами. Но это не значит, что "чемпионами рождаются", ими становятся. Эти качества необходимо еще долго культивировать для достижения максимального успеха, который во многом зависит от того, как сложатся обстоятельства, кто будет тренером, и даже от того, как сложится судьба самого тренера. Немаловажен предварительный отбор кандидатов из числа физкультурников, начинающих спортсменов, а также правильная категоризация спортсменов на различных уровнях подготовки. В этом плане необходимо проводить обучение и подобный же отбор среди преподавательского и тренерского состава.

Психологическая подготовка, эрудированность, способность подчинить волевого спортсмена и управлять процессами воспитания, тренировкой, в том числе групповой, личная спортивная форма, сильная заражающая эмоциональность, высокий интеллектуальный уровень и творческая активность - эти качества должны стать основными у преподавателя физической культуры и тренера. Их можно не только тренировать, но развивать, как говориться, с нуля. В отличие от подготовки ведущих спортсменов, для обучения специалистов в области физической культуры и спорта, во-первых, есть время, а во-вторых, новые методики позволяют достаточно эффективно влиять на развитие когнитивных способностей, эмоциональной и творческой активности специалистов, умения быстро и грамотно решать поставленные задачи. Глубокое знание психологии спортсмена на всех этапах его подготовки, в том числе знание психологии коллектива, позволило бы специалисту в области физической культуры и спорта умело ориентироваться в вопросах подбора команды и своевременно внедрять новые подходы в системе тренировки, в воспитании необходимых качеств спортсмена.

Так, с аспирантами РГУФК был проведен пятидневный тренинг по методике, разработанной совместно НИИ психологии и развития способностей и кафедрой педагогики РГУФК под руководством чл.-кор. РАО, д.п.н. Неверковича С.Д. Тренинг был направлен на активизацию работы мозга с помощью специальных упражнений. В результате скорость и качество освоения информации аспирантами возросли в полтора раза, качество мышления повысилось на 20%, заметно увеличилось качество самостоятельно принимаемых решений, наметились эмоциональная устойчивость и творческий подход к профессиональным вопросам, слушатели стали более критичны к новой информации. Были даны основные психологические аспекты профессиональной деятельности. Подобные тренинги должны стать постоянно действующими для поддержания и развития профессионализма у специалистов в области физической культуры и спорта, тем более, что многоуровневая программа их уже разработана и опробована на других профильных дисциплинах.

Нельзя забывать, что приоритеты в обществе в условиях современного "информационного взрыва" меняются очень быстро, и специалисты в области физической культуры и спорта, как стоящие на гребне изменений, должны, как чуткий индикатор, реагировать на это, прогнозировать ситуацию, находить новые решения и гибко претворять их в жизнь. Стимуляция достижений не может осуществляться все время одними и теми же способами в условиях даже стабильного общества, не говоря уже о ситуации в нашем государстве и в мире в целом. Однообразие притупляет психическое восприятие и ответную реакцию спортсмена. Только творчество в спорте может принести желаемый успех.

Как уже говорилось выше, спортивные достижения не являются самоцелью и зависят не только от работы тренеров и спортсменов высокого класса. Без высокой оценки всего общества, без его поддержки победы были бы невозможны, - с одной стороны, а с другой, - основными задачами спорта являются пропаганда и активизация физической культуры и спорта среди населения через демонстрацию высоких достижений и создание культа действительно здорового образа жизни. Само государство должно стимулировать высокие достижения как морально, так и материально, - последнее сегодня более оценивается обществом. Создание фондов поддержки любительского и профессионального спорта - дело всех спортивных и оздоровительных учреждений. Организация спортивных и других встреч между спортсменами различных уровней и различными слоями населения также способствуют культивированию спорта и физкультуры.

Но, прежде всего, надо повысить уровень подготовки преподавателей физкультуры и тренеров низшего звена. Личностные качества этой категории специалистов закладывают основы отношения населения к спорту и физической культуре вообще. Увеличение количества обязательных семинаров и тренингов, проводимых на высоком уровне их подготовки, и введение особых степеней или оплачиваемых категорий среди специалистов физической культуры и спорта позволили бы в некоторых вопросах поднять их статус, хотя бы за счет дополнительной подготовки и оттока бесперспективных специалистов и притока новых кадров. Не только уважение, но и восхищение должна вызывать личность специалиста в области физической культуры и спорта. Стимулировать это можно как повышением профессионального уровня специалиста, так и пропагандой спортивных достижений, начиная с детского сада. К сожалению, в большинстве школ даже в спортивных залах нет фотографий выдающихся спортсменов и их рекордов, даже выходцев из данной школы, района, города, области. Многие участники соревнований на приз имени какого-нибудь спортсмена не знают, чем прославился этот спортсмен и каковы его достижения.

Вывод, который можно сделать из вышеизложенного, таков: высшее спортивное звено, спортивная элита должны быть не только заинтересованными в создании, росте и укреплении спортивной и физкультурной среды общества, но и стать участниками этого процесса. 

Литература:

  1. Давыдов В. В., Лазарев В. С., Неверкович С. Д. К проблеме совершенствования методов поготовки руководителей.// Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. - С. 391-420.
  2. Галимов Э.М. Способность к предвиденью - свойство, выделившее человека в биосфере// Вестник РАН. 2001. № 7.
  3. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии. - 1960. - № 6. - С. 23 - 38.
  4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции// Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. -288с., С.162-171.
  5. Матюшкин А.М. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. трудов. - М., 1984. - С. 18 - 24.
  6. Моргунов Е.Б.. Организационное поведение. - Москва, 2004. - 256 с.
  7. Нагоров П.С. Некоторые аспекты развития информационного общества.// Тезисы докладов научно-образовательного форума молодых ученых. -М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 143-146.
  8. Нагоров П.С., Хвалько Н.Г. Технология развития способностей к переработке информации у обучаемых в аспирантуре. // Тезисы докладов научно-образоввательного форума молодых ученых. - М.: ННУОУ "Центр комплексной подготовки", 2005. - С. 146-148.
  9. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М., 1995.
  10. Попов А.В. К вопросу о психологической подготовке спортсменов. // Тезисы докладов научно-образоввательного форума молодых ученых. - М.: ННУОУ "Центр комплексной подготовки", 2005. - С. 164-165.
  11. Попов Н.Г. О развитии видов спорта на базе дворовых команд. // Тезисы докладов научно-образоввательного форума молодых ученых. -М.: ННУОУ "Центр комплексной подготовки", 2005. - С. 165-167.
  12. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: Речь, 2004. - 224 с.

Популярные статьи

Наш специалист

Крестьянинова Ольга Александровна
Крестьянинова Ольга Александровна

Должность: заместитель главного научного сотрудника, преподаватель развивающих программ.
Преподаваемые дисциплины: комплексная программа интеллектуального развития.
Образование: высшее педагогическое.
Общий стаж работы: с 2012 года.
Стаж работы по специальности: с 2013 год.

Все специалисты