Главный научный сотрудник
Рязанского института Психологии и развития способностей,
профессор Нагоров П.С.

Научно-исследовательским институтом психологии и развития способностей разработана Комплексная программа развития интеллектуальных способностей учащихся, которая готова для внедрения в учебных заведениях. В ее задачи входит развитие информационных способностей человека с точки зрения умения быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве, собирать информацию для решения задач, анализировать и обобщать ее и др. В основе метода лежат две составляющие: а) повышение скоростных возможностей человека при работе с информацией, б) ее генеративно-семантическая обработка.

При обучении скоростным навыкам работы с информацией значительно повышаются объемы ее обработки в единицу времени, при этом соблюдается логическая и временная последовательность ее связей. Генеративно-семантическая обработка информации позволяет включить в работу более глубокие слои психики и тем самым научить человека более полно анализировать информацию, синтезировать ее со своим мировоззрением и оценивать ее в соответствии со своими все возрастающими способностями.

Первое направление работы заключалось в обучении восприятию информации с первого предъявления или ускоренному восприятию информации. Второе направление состояло в обучении элементарному логическому анализу поступающей информации. Третье направление – это изучение простых психологических законов работы памяти, внимания, мышления, без чего невозможно правильно организовать свою деятельность, т.е. научить управлять своими же психологическими процессами запоминания, мышления, организовать свою работу.

Для доказательства результативности программы были проведены занятия с группой аспирантов на кафедре педагогики РГУФК. В процессе занятий в течение 5 дней (20 часов) под руководством преподавателя проводились обучение и тренировки по ускорению восприятия информации, а также её логическому анализу. Кроме того, слушатели знакомились с нейропсихологической теорией памяти, внимания, мышления. Занятия проводились по 4 часа в день без перерывов. В качестве перерывов использовались тренировки с биомеханическими тренажерами М.Ф. Агашина по 30 секунд каждый час. После окончания занятий было проведено повторное тестирование по тем же самым параметрам.

Скорость усвоения информации возросла в 2-4 раза. Качество усвоения информации у всех увеличилось на 20-180%. У всех слушателей на 4-60 пунктов повысился коэффициент интеллекта по Кеттелу.

Скорость решения силлогизмов возросла на 30-140%, что говорит о повышении скорости логического мышления. У 13 из 14 слушателей повысился коэффициент правильных решений на 8-34%.

Тестирование памяти показало незначительное, но математически значимое улучшение на 7,3% кратковременной памяти и на 5,3% отсроченной памяти.

Данная технология влияет на психофизические данные обучаемых, но непродолжительность занятий без изучения отсроченного эффекта пока не позволила полностью исследовать данный вопрос. Наметилась тенденция сокращения первичной психомоторной реакции, но не в пределах математической значимости. Более значительна динамика роста силового импульса, сократилось время реакции силового воздействия. Проверка психомоторных качеств слушателей, которые определялись в тестовой лаборатории М.Ф.Агашина показала следующее:
- время реакции на слышимый раздражитель, скорость силового импульса и силовые его параметры имеют тенденцию к улучшению.
- Средний результат времени реакции до максимальной силы: до занятий 161 мсек., после занятий 125 мсек.
- Средний результат психомоторной реакции: до занятий 167 мсек., после занятий 151 мсек.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Технология обучения работе с генеративно-семантической информацией имеет существенное положительное влияние на развитие интеллектуальных способностей, и, прежде всего, на скорость и качество работы с информацией.
Даже сокращённый курс этой программы позволяет учащимся на порядок повысить эффективность учебы, скорость и качество усвоения учебного материала.
Преподаватели, работающие с группой, в которой все учащихся прошли курс Комплексной программы, могут дать учебного материала минимум в 2 раза больше за отведённые часы. Кроме того, учащиеся получают устойчивые навыки эффективной самостоятельной работы, что позволяет анализировать и усваивать гораздо больше материала при меньших затратах времени.

Популярные статьи

Наш специалист

Корнилов Андрей Олегович
Корнилов Андрей Олегович

Должность: Директор, преподаватель развивающих программ, научный сотрудник.
Преподаваемые дисциплины: комплексная программа интеллектуального развития.
Образование: высшее педагогическое.
Общий стаж работы: с 2004 года.
Стаж работы по специальности: с 2010 год.

Все специалисты