Пожалуй, одной из самых великих тайн природы является человеческий мозг. Над его загадками ломали головы лучшие умы человечества (вот такой получился каламбур), однако и по сей день о работе мозга мало что известно. Но одно ученым все-таки удалось выяснить точно: человек использует лишь незначительную часть своих потенциальных интеллектуальных возможностей – по разным данным, от 5 до 10%. Академик Наталья Бехтерева пишет:

"О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита выведенной в сознание информации. Крайние случаи, – и люди такого рода оцениваются обществом как обладатели талантов и даже гениальности! Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет… почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков, хотя обычно три-четыре иностранных языка являются почти пределом, а два-три – оптимальным и достаточным".

Что же мешает мозгу работать, что называется, на полную катушку? Ну, или хотя бы процентов на 50? По мнению ряда ученых, природа, наделив человека разумом, не поскупилась и на защитные механизмы, которые предохраняют нас от перегрузки ненужной информацией. И хотя ресурсы мозга позволяют легко "записать" такой объем данных, который содержится в самых крупных библиотеках мира, этого не происходит. Возможно, виной всему леность мозга. Для того чтобы полностью раскрыть его потенциал, заставить работать эффективнее, его нужно тренировать, так же, как мы тренируем свое тело, чтобы оно не стало дряблым. Как показали последние исследования нейрофизиологов, мозг (в первую очередь его новейшие образования, отвечающие за интеллектуальный уровень) развивается постоянно в процессе достаточно интенсивной умственной деятельности.

Ученые уже давно работают над различными методами, которые призваны развивать заложенные природой, но почти не задействованные способности человеческого мозга. С их помощью обычный человек может научиться быстро и рационально читать, полноценно воспринимая информацию. Не секрет, что основная масса людей читает с той же скоростью, что и 100 лет назад, то есть примерно 250-300 слов в минуту (хотя в истории встречались индивиды, способные читать со скоростью 1000 и более слов в минуту). Однако при современном объеме информации читать со столь низкой скоростью – непозволительная роскошь. Также существует немало программ, направленных на улучшение и развитие памяти (мнемотехника) и тому подобное.

Впрочем, человек так устроен, что мечтает получить все и сразу. Поэтому специалистами разрабатываются и такие программы, которые позволяют развить не одну способность и не две, а целый комплекс. В этом отношении уникальными (без преувеличения) являются программы Центра развития человека, который был создан Российским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма и АНО НИИ психологии и развития способностей. Из разработок ученых НИИ особое внимание обращает на себя, прежде всего, "Комплексная программа интеллектуального и духовного развития". По словам специалистов центра, она дает человеку возможность улучшить не только параметры памяти, но повысить скорость мышления и волевые качества.

Программой предусмотрено четыре этапа обучения. Уже после первого этапа специалисты обещают значительное повышение скорости и качества работы с информацией, в том числе при чтении. Так, у обучаемого оттачивается умение работать с конспектами и формулировать выводы, совершенствуются способности анализировать и синтезировать полученную информацию, перерабатывать ее на более высоком уровне. Тестирование показало, что скорость усвоения информации повышается не менее чем в 3 раза, что позволяет изучить новый материал в объеме 4-6 листов за 3-5 минут, тогда как обычный норматив – 15-30 минут. После второго этапа у обучающихся синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга, развивается способность работать с еще большим объемом информации, происходит дальнейшее расширение границ памяти. Здесь уже скорость обработки информации увеличивается не менее чем в 6 раз. На третьем этапе совершенствуется интуитивное мышление. Кроме того, как говорят специалисты центра, в процессе обучения у человека расширяется мировоззрение, меняется уровень духовности, развивается интуиция, а также улучшается общее физическое самочувствие. По словам одного школьников, который был участником этой программы, после курсов он стал тратить на выполнение домашних зданий в 2,5-3 раза меньше времени, чем раньше, а также научился с помощью аутотренинга контролировать настроение и концентрировать внимание. Значит, программа действительно работает.

Возрастных или каких-либо других ограничений для обучения по "Программе интеллектуального и духовного развития" практически не существует – достаточно иметь развитие не ниже третьего класса. Центр также предлагает уникальную программу интенсивного изучения иностранных языков. Специалисты обещают, что за несколько недель студенты научатся разговаривать и читать на ранее незнакомом языке, а при дополнительной подготовке – даже работать переводчиком.

Возможности человеческого мозга действительно почти безграничны, главное – это не позволять ему лениться.

Владимир МАКСУДОВ
16 марта 2005 (оригинал статьи)

Популярные статьи

Наш специалист

Нагоров Сергей Павлович
Нагоров Сергей Павлович

Юрист высшей категории, преподаватель логики, преподаватель английского языка

Все специалисты