Речь  идет о новых методах воздействия на человека посредством сематических информационных единиц с целью расширения его функциональных возможностей. Генеративная семантика, родившаяся в трудах Хомского Н., теория о рефлексах, внимании и типах темпераментов наряду с последними достижениями науки в области нейрофизиологии, описанными в трудах О.С.Виноградовой, легли в основу создания информационной генеративно-семантической технологии, в течении 10 лет успешно применяемой в НИИ психологии и образования в г. Рязань. Данная технология в действии позволила создать такие методологические приемы, которые в несколько раз сокращают сроки достижения целей в педагигической практике, независимо от объекта приложения и содержания учебного предмета.

Современная информационная ситуация требует пересмотра педагогических технологий в сторону развивающего обучения. Это обусловлено тем, что связанная с четвертой информационной революцией обстановка не только изменила требования к подготовке специалистов, но и резко и стрессово воздействует на психофизическое состояние человека.

Система новой педагогической технологии базируется на трех основопологающих положениях:

Первым основопологающим положением стал вывод полученный из объективных исследований, что мозг человека формируется и постоянно на протяжении всей человеческой жизни, и что скорость этого процесса зависит, в первую очередь, от информационной насыщенности его окружения. Следовательно, чем больше поток информационный, тем интенсивнее совершенствуется мозг и большой объем информации человек способен освоить. Однако в жизни так получается не всегда. Необходимы достаточная информация информационная культура, алгоритмизация работы с информацией. Основанная на научном подходе с материалистическим пониманием нейрофизических основ работы головного мозга, постепенное усложнение решаемых задач и ,естественно, знание сематических структур языка. При обучении работе с информацией необходимо учитывать особенности ее восприятия основными анализаторами коры головного мозга, пути поступления в зону анализа информации и процесс освоения знаний путем комплексного индуктивного-дедуктивного алгоритмического процесса.

Второе теоритическое положение, полученное на основе данных опытов над животными: полученная информация не исчезает бесследно, а как след воздействия, не только навсегда остается в психике ( и поэтому ее воспроизведение всегда возможно), но и передается будущему поколению. Таким образом человек,при правильном обучении, как субъект, в целом способен не только накапливать полученные человечеством знания, но и накапливать знания прошлых поколений. Важнейшим условием развития и тренировки воспроизведения информации при этом выступает обучение управлению постпроизвольным вниманием и методам правильной «записи» или, точнее, правильному анализу воспринимаемой информации.

Третье положение заключается в том, что кора головного мозга, отвечающая за интеллектуальную деятельность, влияет на работоспособность всего мозга. Поэтому развитие этой части коры способствует организации всего организма.

Этапы становления генеративно-сематической технологии.

Построение технологии было строго научным, оно базировалось не только на эмпирическом опыте, но и на его глубоком теоритическом анализе, синтезе теоритической части технологии, осуществление которой позволит в кратчайшие сроки добиться достижения поставленной цели.

Научность ее заключалась в применении всех возможных достижений, как в области самой технологии, так и в смежных областях знаний. Педагогика, как наука о возможных способах  и приемах изменения человека (прежде всего, информационно- сематическими методами) с целью наилучшего приспособления в условиях конкретного общества , затрагивает в первую очередь, все области знаний, касающиеся человеческой личности, если ее рассматривать как процесс взаимодействия человека с окружающей средой. Она базировалась на «опорных столбах» классических дидактических систем Я.А. Коменского, Ж-Ж Руссо, К.Д. Ушинского и др.

В процессе разработки на протяжении пяти лет проводилась апробация различных методов развития когнитивных способностей на различных категориях обучаемых: детях 2-4 года, дошкольниках и младших школьниках, учащихся средних и старших классов, работниками умственного и физического труда, а также проводились коррекционные и реабилитационные занятия с детьми с физическими и умственными отклонениями и взрослыми, имеющими черепно-мозговые травмы с последующими интеллектуальными отклонениями. Всего прошло обучение около 2 000 человек. В процессе этих занятий были внесены некоторые коррективы и обновления без изменения основных принципиальных методик.

В процессе организации велись подготовка педагогического состава из числа, имеющих базовое высшее и неполное высшее образование по педагогическим, психологическим и медицинским специальностям. Подбирались и создавались учебные пособия, оборудовались помещения, составлялись планы, отчеты.

Суть генеративно-семантической технологии.

Базируясь на теории гармоничной взаимосвязи, взаимозависимости духовного ( психического) и материального начала более осязаемы и прогнозируемы и операбельны или ,проще говоря, научны, мы основывались, прежде всего, на выводах Лурии А.Р. о мозговой организации, т.е. дифференцировали все психические процессы в соответствии с зонами ответственности нормально работающего мозга, где довольно четко определено, какая зона отвечает за визуальное, тактильное, аудиальное, логическое, прочее восприятие и переработку этой информации. Мы говорим, что эти процессы также строго дифференцированы. Следовательно, то или иное воздействие оказывает развивающее влияние на соответственные мозговые структуры и как следствие усиливает те или иные способности.

Выводы.

Сегодня педагогика, можно сказать, выросла из коротких штанишек, и ее сфера деятельности перешла не только на молодых людей, но и на тех, кто имеет достаточный жизненный опыт, хорошую профессию и даже пенсионеров, желающих вести активный образ жизни. И раздел психологической науки, изучающий поведение и изменение поведения человека в связи с новыми формами информационного воздействия, можно назвать информационной психологией.

Популярные статьи

Наш специалист

Нагоров Павел Сергеевич
Нагоров Павел Сергеевич

Должность: главный научный сотрудник, кандидат педагогических наук.
Преподаваемые дисциплины: комплексная программа интеллектуального развития, программа интенсивного изучения немецкого языка.
Общий стаж работы: с 1964 года.
Стаж работы по специальности: с 2000 года.

Кандидат педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Рязанского института психологии и методологии, член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, член Совета директоров Ассоциации негосударственных образовательных учреждений, действительный член Международной академии интеграции науки и бизнеса.

Все специалисты