"Стену можно пробить только головой,
все остальное - только орудия"

Лешек Кумор

Психологические основы чтения, как информационная основа развития способностей

«Книги суть те же реки, наполняющие вселенную».
Древнее высказывание

В современном миропонимании роль чтения, т.е. получения семантической информации в виде знаковой печатной системы, трудно переоценить. Скорее всего, при наличии огромного количества других средств наглядной информации значение печатного слова на любом виде носителя сейчас больше недооценивают. Семантика становиться вспомогательным средством в большинстве случаев передачи любой информации. Слышны даже мнения о том, что с целью сокращения нагрузки на школьников необходимо сократить уроки литературы, а саму классику изучать в сокращенном сюжетном варианте.

На первый взгляд это направление выбрано правильно: необходимо повысить информированность общества об основных продуктах человеческой деятельности, в том числе и в литературе. Но… не стоит забывать о психологических основах письменной речи или проще печатного слова. Человеческое мышление развивается в процессе социального общения, и лишенный такого общения «маугли» и «акбаровский ребенок» никогда не станет человеком, способным думать, размышлять, мечтать, творить, он навсегда останется в лучшем случае зверем или погибнет.

Уровень социального окружения во многом определяет уровень общего и личностного развития человека. Но помимо окружения есть еще информационное поле, которое влияет на психическое состояние личности и формирует не только мировоззрение, но и многие аспекты психической деятельности. Первое, что отличает человека от животного, так это наличие второй сигнальной системы, по-другому семантическое мышление или речь. Это тот стержень, который определяет взаимоотношения между людьми, определяет место человека в природе, в мире.

Но, оставив данные рассуждения больше для философов, хотелось бы определить место письменной речи в развитии личности, ее психических свойств, в частности мышления. (По всей вероятности только развитие человека является главным направлением всей деятельности человечества).

Большинство пишущей братии «берется за перо», глубоко осмыслив то, чем хотелось бы поделиться с другими, но не у всех хватает на это способностей, не всех будут читать, не всегда есть на это время. Но существуют и профессионалы, мысли которых захватывали большинство людей во все времена. Это классики, они поражают всех, кто до них добрался, глубиной и четкостью, изяществом и легкостью, мощью и широтой своих суждений, взглядов, речью. Есть узкие специалисты, мнения которых интересуют не каждого, а только избранных для данного поля интересов. В конце концов, письмо некоторых несчастных не нужно никому. Однако всех их объединяет одно: прежде чем получится готовый плод их труда, они помногу раз оттачивают его через внутреннюю речь, а многие, отложив готовое на неопределенное время, возвращаются к написанному, шлифуют его помногу раз до окончательного варианта. Последнее присуще даже талантливому и признанному писателю. Это говорит о том, что тот мыслительный итог, который мы получаем в написанном, гораздо богаче, существенней и более емкий, по сравнению с простым социальным общением, а, значит, такое слово учит нас, тренирует наш мозг во много раз больше, чем простое информационное сообщение или прямое социальное общение.

К большому сожалению не каждый получил возможность добраться до кладезя человеческого богатства, высших достижений человеческой мысли. Вина в этом не тех, кто этого не смог или даже не захотел сделать, а того, кто не научил этому. Неужели мы должны отдать мировые достояния на откуп чиновнику-информатору. Неужели даже такой прагматический аспект, как формирование глубоко и широко информационного общества, владеющего наследством необычайно сложной и все озаряющей классической мысли не волнует тех, кто отвечает за это социальное будущее. Именно поэтому за психологами стоит первоочередная задача сформировать понимание ценности первоисточника, а не использовать его выхолощенную описательную суть. Необходимо выработать новые методики информационной работы, чтобы за ее объемом не терялось богатство мыслей.

Для обучения чтению с любого носителя информации необходимо, прежде всего, понять, что семантическое значение слова имеет большую психологическую окраску и может вызывать изменения не только на уровне воображения, но воздействовать и на физиологические процессы. Умение переводить слова в представления и чувства не приходит сразу, а передается опытным преподавателем, как правило, художественным и правильным чтением. При этом учитель должен задействовать весь арсенал своих эмоций, передающихся слушателю через тембр, жесты, мимику, чтобы добиться истинного понимания эмоционально-семантического смысла.

К большому стыду и сожалению при выборочном исследовании выпускников Рязанского педагогического университета им. Есенина (как ни странно именно Есенина) ни один из них просто не смог правильно, не искажая смысла прочитать даже несколько строчек из не очень сложных литературных произведений из школьной программы, объясняя это тем, что их просто такому не учили. Еще больше возмущает, что некоторые из бывших студентов были по специальности преподавателями русского языка и литературы. Оказалось, что они не умеют находить ключевые семантические единицы и не акцентируют внимание на фокус суждения, не говоря уже о том, что грамматически не владеют интонационными знаками.

Введение в программы всех общеобразовательных учреждений художественного слова, или хотя бы элементарных правил чтения вслух должно частично решить проблему эмоциональной тупости части общества. Точное и полное понимание словесного образа задействует все структуры головного мозга и является стимулятором его активности и правильного функционирования. Письменная более отточенная мысль мастера слова способна глубоко проникать в подсознательные зоны, будить воображение и этим самым на нейронном уровне устанавливать регулирующую связь между логикой (семантикой) и эмоцией. В этом ее отличие от наглядной информации, воздействующей только на эмоциональную и подсознательную сферы. Подобное мнение ни в коей мере не отрицает безусловно необходимое наглядное эмоциональное воспитание, а утверждает его словесное подкрепление.

Второе направление обучения правильному чтению – это быстрое восприятие нужной информации и ее такой же быстрый, но качественный и глубокий анализ. Здесь нельзя говорить, что скорость восприятия письменной речи влияет на качество ее понимания. В первую очередь необходимо научиться воспринимать семантическое значение слов без их перечитывания, «чтение без регрессий» (Андреев О.А., Хромов Л.Н. 1991). Речевая информация при обычном привычном для нас понимании является линейной логической структурой и также линейно она воспринимается. При повторном прочитывании линейность прерывается и логическое понимание часто искажается. Это связано тем, что наш мозг изначально обучен последовательному слуховому восприятию и теряется логика рассуждений при неоднократном прерывании мысли и возврате в изложении к пропущенным и повторяемым понятиям. При пусть даже быстром, но беспрерывном линейном восприятии семантической информации логика материала не искажается, и нейронные связи структурируются в отвечающем изложению порядке.

Осмысление любой речи зависит от умения качественно и глубоко понимать суть семантических понятий, их взаимосвязь в ней (речи), а также способности аналитически синтезировать мысли автора со своими взглядами. Т.е. необходимо не просто пытаться запомнить материал, а сориентировать его со своим мировоззрением, прошлым опытом, решая при этом логические задачи анализа и синтеза всей имеющейся информации. Так, например, в статье «Миссия науки», напечатанной в 1989 году в газете «Советская Россия» ее автором В. Зениным был предложен следующий фокус: распустить Академию наук СССР, так она не справилась со своей миссией и бездумно уничтожался гумус страны, и создать новую Российскую Академию наук, где бы число ее членов было пропорционально национальной численности населения Республики. Топика статьи заключалась в перечислении тех задач, которыми в принципе должна заниматься наука и ей всегда занималась. Зная, что «Советская Россия» одна из центральных газет, а название «Миссия науки» подразумевает общие задачи всех наук, или хотя бы какой-нибудь из них, можно высказать недоумение, почему статью автора, не имеющего ни научной степени, ни звания, ни хотя бы соответствующей должности, опубликовали в такой газете, да еще в советские времена. В статье идет логическая подмена понятий об уничтожении гумуса в стране, так как в этом обвиняется Академия наук СССР, не являющаяся хозяйственным руководителем страны. Создание новой академии, а не преобразование старой напоминает: «мы старый мир разрушим до основания, а затем», что несет разрушительный смысл. Предлагая распределить академиков по национальному принципу, автор, видимо, желает получить поддержку большинства населения России, но это уже можно рассматривать как подстрекательство к национальной розни. Таким образом, определив фокус и топику можно выявить истинную направленность статьи в преддверии развала СССР, а правильное понимание понятий помогает найти их подмену в логических рассуждениях. Исходя из собственных знаний и опыта, можно сделать вывод, что автор В. Зенин лицо подставное, а сама статья является прощупыванием настроения научных кругов России.

Знакомство с логическим, семантическим разбором позволяет выработать алгоритмы мыслительных процессов, которые ускоряются по мере их наработки и усложняются с решением более сложных информационных задач. Таким образом, имеет место интенсивная структуризация коры головного мозга, повышение его энергетики и возможности управлять низлежащими подчиненными отделами.

Исследования, проводимые в НИИ психологии и развития способностей (г. Рязань), показывают, что обучение правильному чтению детей, имеющих какие-либо психические отклонения, способствует улучшению функциональной деятельности мозга: увеличивается частота альфа-ритма, он становится более модулированным и правильным, уменьшаются ирритативные проявления, имеется тенденция уменьшения эпилептических и тормозных синдромов. До и после обучения правильному чтению было обследовано 36 детей, имеющих те или иные психоневрологические отклонения. По данным ЭЭГ у 3-х состояние осталось без изменений, у одного показаны незначительные ухудшения, связанные с инфекционным заболеванием, перенесенным незадолго до повторного обследования, а у остальных наблюдалась положительная динамика, степень которой в основном зависит от продолжительности занятий. У 2-х исчезли очаги эпилептических проявлений, у 2-х других – эпилептическая предрасположенность. При этом надо отметить, что лекарства в период занятий и повторного обследования дети не принимали.

По исследованию результатов тестирования после проведенных занятий с аспирантами РГУФКа можно сделать вывод, что вследствие усиления интеллектуального воздействия на структуры мозга произошли некоторые изменения свойств личности в плане повышения контроля за своим эмоциональном состоянием – эмоциональная устойчивость и, естественно, возросла уверенность в себе (самосознание). Данные выводы были сделаны на основе снижения показателей шкал 3 и 7 по тесту СМИЛ. По остальным шкалам СМИЛ также имеется тенденция к незначительному снижению значений. Естественно повысились мыслительные способности, улучшилась память.

Более 60% всех обучавшихся методике работы с семантической информацией отмечают улучшение самочувствия. Этот процент повышается по мере продолжительности срока занятий.

Отсюда можно сделать главный вывод, что развитие второй сигнальной системы повышает ее регулирующую роль в нервной системе человека. Правильное и в больших объемах чтение способствует формированию здорового и культурного общества. Ни одно исправительное или законодательное учреждение не способно сделать того, чего можно добиться с помощью грамотно и научно обоснованно построенного учебного процесса в общеобразовательном заведении, основанного на культурных традициях Российского прошлого.

Одной из первоочередных задач психологов должен стать поиск и внедрение новых более совершенных и эффективных способов овладения мировым культурным наследием.


Акбар Джелаль-ад-дин (1542-1605) правитель Монгольской империи в Индии. Желая узнать какой язык на Земле появился первым и является основным и этим определить ведущую нацию, он у образованных родителей разных национальностей собрал новорожденных и передал их на попечительство нескольких глухонемых, запретив обучать и воспитывать детей, находившихся отдельно друг от друга. К пятилетнему возрасту никто не умел самостоятельно себя обслуживать, все еле передвигались, не обладали минимальными навыками для выживания, не говоря уже о том, что не могли говорить, и умерли, не дожив до половой зрелости.

Популярные статьи

Наш специалист

Корнилов Андрей Олегович
Корнилов Андрей Олегович

Должность: Директор, преподаватель развивающих программ, научный сотрудник.
Преподаваемые дисциплины: комплексная программа интеллектуального развития.
Образование: высшее педагогическое.
Общий стаж работы: с 2004 года.
Стаж работы по специальности: с 2010 год.

Все специалисты